ЮРИДИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

ДЕЛОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ



ЛИКВИДАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ. БАНКРОТСТВО (ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ).





ЮРИДИЧЕСКАЯ РЕГИСТРАЦИЯ






ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ








Особенности реорганизации унитарного предприятия в форме преобразования в хозяйственное общество

Особенности реорганизации унитарного предприятия в форме преобразования в хозяйственное общество

Роговская-Терехова Н.А.

Ведущий юрисконсульт ООО "Самый лучший юрист"

актуализировано по состоянию на 02.05.2014 г.

Преобразованием является форма реорганизации, при которой юридическое лицо одной организационно-правовой формы преобразовывается в юридическое лицо другой организационно-правовой формы. При этом, к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать возникшему юридическому лицу (статья 54 часть 5 Гражданского кодекса Республики Беларусь).  

Особенностью реорганизации в форме преобразования  является то, что при преобразовании нового юридического лица не образуется. Преобразованное юридическое лицо продолжает свою обычную деятельность. При этом остаются прежними его учетный номер плательщика, счет в банке. В фирменном наименовании юридического лица изменяется организационно-правовая форма, но само наименование, указанное за наименованием организационно-правовой формы и заключенное в кавычки, остается прежним (за исключением случаев, когда принято решение не только реорганизоваться (изменить организационно-правовую форму) но и изменить само наименование.

При реорганизации в форме преобразования у юридического лица остаются все имеющиеся административные разрешения со стороны государства, в частности специальные разрешения (лицензии), сертификаты, однако, в них  в установленные законодательством сроки необходимо вносить изменения. В частности, порядок внесения изменений в лицензию установлен главой 6 Указа Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 г. № 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Согласно статье 113 Гражданского кодекса Республики Беларусь, унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Правовое положение унитарных предприятий определяется законодательством об унитарных предприятиях. К сожалению, до настоящего времени нет специального нормативного документа, регулирующего правовое положение унитарных предприятий, такого как, например, Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 г. «О хозяйственных обществах», регулирующий правовое положение хозяйственных обществ, что в значительной степени усложняет правовую оценку положения унитарных предприятий, в том числе в связи с реорганизацией.

У унитарного предприятия один собственник, который наделяет это предприятие имуществом на праве хозяйственного ведения (в случаях, установленных законодательством, оперативного управления). Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками. В неделимости имущества состоит принципиальное отличие унитарных предприятий от остальных организационно-правовых форм коммерческих организаций, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь. Долевая собственность на имущество унитарного предприятия не допускается (статья 113 Гражданского кодекса Республики Беларусь), в связи с этим заключение собственником имущества унитарного предприятия договора купли-продажи части имущественного комплекса такого предприятия не является соответствующим законодательству способом перехода права собственности на указанную составляющую этого комплекса к иному лицу. Названная сделка будет являться ничтожной в силу норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, как направленная на создание долевой собственности на унитарное предприятие. Сделка по продаже части имущественного комплекса унитарного предприятия является недействительной с момента ее совершения, не подлежит регистрации соответствующей организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и, соответственно, не может рассматриваться в качестве основания для реорганизации унитарного предприятия.

Положения части 9 статьи 113 Гражданского кодекса Республики Беларусь определяют, при наступлении каких событий унитарное предприятие подлежит обязательной реорганизации непосредственно на основании наступления любого из указанных фактов, независимо от соответствующей воли собственника его имущества, исключительно в рамках указанных в данном пункте форм реорганизации.

Согласно данной части статьи, в случае раздела имущества, находящегося в совместной собственности супругов, а также перехода права собственности на имущество унитарного предприятия в порядке наследования, правопреемства либо иными не противоречащими законодательству способами к двум и более лицам:

-унитарное предприятие может быть реорганизовано путем разделения (выделения) либо преобразования в хозяйственное товарищество или общество, а также в производственный кооператив в порядке, установленном законодательством и соглашением сторон;

-предприятие в целом как имущественный комплекс может быть продано лицу, не являющемуся участником долевой собственности на имущество унитарного предприятия;

-имущество унитарного предприятия переходит в собственность одного юридического или физического лица с выплатой другим лицам компенсации соответственно их доле в общей собственности, определенной по правилам, установленным для имущества, в отношении которого долевая собственность допускается;

-унитарное предприятие подлежит ликвидации в порядке, установленном законодательством, если реорганизация или переход имущества в собственность одного лица противоречат законодательству либо невозможны по иным причинам.

Однако, формы реорганизации унитарного предприятия, установленные частью 9 статьи 113 Гражданского кодекса Республики Беларусь, а равно закрепленные в данном пункте основания ее осуществления, не являются исчерпывающими для названного субъекта права, в связи с чем принятие собственником имущества унитарного предприятия решения о его реорганизации может иметь место как не противоречащее действующему законодательству основание для преобразования его в хозяйственное общество  и государственной регистрации данного действия.

Процедура инвентаризации.

Согласно части 2 статьи 276 Гражданского кодекса Республики Беларусь, решение о реорганизации унитарного предприятия принимается собственником имущества унитарного предприятия.

Процедуре реорганизации должна предшествовать процедура инвентаризация имущества и финансовых обязательств.

Инвентаризация представляет собой проверку и документальное подтверждение наличия, состояния и стоимости активов и обязательств, а также выявление отклонений от учетных данных. При реорганизации любого юридического лица обязательно проводится инвентаризация активов и обязательств (статья 13 Закона Республики Беларусь от  12.07. 2013 г. № 57-З "О бухгалтерском учете и отчетности").

Для организаций, ведущих бухгалтерский учет, Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 установлен единый порядок инвентаризации активов и обязательств, оформления ее результатов и отражения их в бухгалтерском учете. Назначение инвентаризации имущества и финансовых обязательств унитарного предприятия оформляется приказом руководителя унитарного предприятия, в котором определяется и ее срок.

По результатам инвентаризации составляется передаточный акт (пункт 6 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180). При этом,  согласно статье 55 Гражданского кодекса Республики Беларусь, в указанном документе должны содержаться положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами.

В соответствие с частью 2 статьи 55 Гражданского кодекса Республики Беларусь, передаточный акт утверждаются собственником имущества юридического лица.

Указанный акт не является документом, подтверждающим факт завершения реорганизации юридического лица, а служит лишь необходимым основанием для ее проведения.

Акт не входит в перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для регистрации произошедшей реорганизации, однако, он является необходимым документом для проведения процедуры реорганизации.

Уведомление налогового органа.

В обязанности налогоплательщика согласно подпункту 1.9.3 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь входит обязанность сообщить в налоговый орган по месту постановки на учет о принятом решении о реорганизации унитарного предприятия в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия такого решения.

Определение размера доли в уставном фонде.

В соответствие с частью 5 статьи 54 Гражданского кодекса Республики Беларусь, при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать возникшему юридическому лицу.

Имущество хозяйственного общества в данном случае образуется путем передачи ему имущества (части имущества) унитарного предприятия согласно передаточному акту и внесения вкладов потенциальными участниками, следовательно, уставный фонд хозяйственного общества, возникающего в результате преобразования унитарного предприятия, формируется в соответствии с передаточным актом за счет имущества (части имущества) реорганизуемого унитарного предприятия и вклада, вносимого потенциальными участниками. Документами, подтверждающими формирование уставного фонда хозяйственного общества, возникающего в результате преобразования унитарного предприятия, является передаточный акт и платежный документ, подтверждающий  внесение денежного вклада либо заключение об оценке стоимости имущества, вносимого в уставный фонд.

Трудовые отношения.

Реорганизация унитарного предприятия может повлечь дополнительные расходы, связанные с выплатой работникам выходного пособия. Согласно части 2 статьи 36 Трудового кодекса Республики Беларусь при смене собственника имущества и реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации трудовые отношения с согласия работника на условиях, предусмотренных трудовым договором, продолжаются. Однако, если работник откажется от продолжения работы, трудовой договор с ним прекращается по пункту 5 статьи 35 Трудового кодекса Республики Беларусь с выплатой работнику выходного пособия в размере не менее двухнедельного среднего заработка.

Принятие решения о реорганизации.

После того, как собственником унитарного предприятия принято решение о реорганизации, проведена процедура реорганизации, составлен передаточный акт, собирается общее собрание участников общества, которое  принимает решение о создании в результате реорганизации в форме преобразования хозяйственного общества, о согласовании его наименования, об определении его местонахождения, о размере уставного фонда  и распределении долей участников в уставном фонде, об определении основного вида  деятельности, об утверждении передаточного акта, устава Общества, а так же об иных  обстоятельствах, имеющих значение.

Уведомление кредиторов.

Реорганизуемое юридическое лицо или орган, принявший решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица (часть 1 статьи 56 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Способ связи, с помощью которого необходимо отправлять данное письменное уведомление, законодательно не урегулирован, поэтому предполагается, что для этих целей можно использовать заказные письма, телеграммы. Предпочтительно использовать заказные письма с уведомлением или с описью вложения. Под письменным уведомлением нельзя понимать публикацию о реорганизации в соответствующем печатном издании.

Каждый кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. Если иное не предусмотрено законодательством или договором, согласно статьи 355 Гражданского кодекса Республики Беларусь, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права.

Следует учитывать, что данная норма права дает основание для кредиторов проявить свою недобросовестность и, воспользовавшись таким правом, например, предъявить требование о досрочной сдаче объекта недвижимости либо досрочной выплате вклада и процентов по нему за несколько лет. Чтобы разрешить такую ситуацию, можно воспользоваться статьей 9 Гражданского кодекса Республики Беларусь, которая определяет, что не допускается злоупотребление правом, однако, в настоящее время практика использования указанной статьи в обоснование исковых требований в суде весьма незначительная и спорная.

Государственная регистрация юридического лица, созданного в процессе реорганизации.

Независимо от способа возникновения юридическое лицо должно получить государственное признание, которым является государственная регистрация (часть 2 статьи 47 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

В соответствие с частью 4 статьи 53 Гражданского кодекса Республики Беларусь, в случае реорганизации в форме преобразования юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Перечень документов, представляемых для государственной регистрации, а также основания для отказа в ней определен Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом  Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».

Отдельные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения после реорганизации юридического лица.

К сожалению, действующим законодательством конкретный порядок отражения в бухгалтерском учете операций при реорганизации юридических лиц не предусмотрен.

Передача имущества.

В целях налогового законодательства передача имущества организации ее правопреемнику при реорганизации этой организации не признается реализацией товаров (пункт 2.1 части 2 статьи 31 Налогового кодекса Республики Беларусь). Полученные правопреемником (правопреемниками) организации при реорганизации этой организации безвозмездно товары (работы, услуги), денежные средства не включаются в состав внереализационных доходов для целей обложения налогом на прибыль (пункт 4.9.1. части 4 статьи 128 Налогового кодекса Республики Беларусь).

Бланки строгой отчетности.

У реорганизованного общества зачастую остаются неиспользованные бланки строгой отчетности (БСО). При этом возникает вопрос, может ли юридическое лицо, созданное в процессе реорганизации, использовать их от своего имени.

Прядок приобретения, учета, хранения, использования и возврата БСО определен в Инструкции о порядке приобретения, учета, хранения, использования и возврата бланков документов с определенной степенью защиты, включенных в перечень бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, утвержденной Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики  Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 12.08.2011 № 33/77/17.

В соответствии с пунктом 18 указанной Инструкции, по общему правилу, передача бланков от одних организаций и индивидуальных предпринимателей иным организациям и индивидуальным предпринимателям не допускается. В случае установления фактов использования организациями и индивидуальными предпринимателями бланков, которые по сведениям, содержащимся в электронном банке данных, выданы другим организациям или индивидуальным предпринимателям, инспекция МНС выносит предписание о прекращении использования выданных бланков.

Однако, пунктом 19 данной Инструкции установлено исключение в том, что организации в случае реорганизации не позднее пяти рабочих дней со дня государственной регистрации реорганизованного юридического лица представляют в инспекцию МНС заявление произвольной формы о произошедшей реорганизации с указанием прежнего наименования реорганизованной организации и акт инвентаризации неиспользованных бланков с указанием типов, кодов, серий, номеров бланков и их количества. В случае реорганизации в заявлении также указываются данные о правопреемнике (правопреемниках) организации, которому (которым) переданы бланки. Инспекция МНС передает соответствующие изменения в электронный банк данных в порядке и сроки, установленные законодательством об административных процедурах, осуществляемых налоговыми органами. Организация уведомляются о внесении изменений в порядке и сроки, установленные законодательством об административных процедурах. Остатки неиспользованных бланков реорганизуемой организации подлежат дальнейшему использованию его правопреемником (правопреемниками).

Добавлено: 30 11 2016

Новость компании:
"Самый лучший юрист" ООО
Юридические услуги в Минске! Нужна помощь в таких правовых вопросах, как регистрация и ликвидация предприятия, в том числе с иностранными инвестициями, регистрация и ликвидация ИП, ведение бизнеса, продажа фирмы, судебная защита, взыскание долга, разрешение споров, лицензирование, правовые статьи? Юридические консультации для Вас!
Адрес: Беларусь, г. Минск, Октябрьская 19Б-211
Время работы: 9:00 - 18:00
Наш сайт: http://best-lawyer.by
E-mail: info@best-lawyer.by
Мобильные телефоны:

velcom: +375 29 676-33-76

МТС: +375 29 776-35-76


Городские телефоны:

+375 17 328-45-68

+375 17 327-03-60

Мы предлагаем нашим клиентам машины в отличном техническом состоянии. В нашем салоне вы не найдете авто старше 1997 года. Машины застрахованы полным "КАСКО". Таким образом, выбирая наше авто, вы выбираете безопасность и ответственность.
Межкомнатные двери – это очень важный элемент интерьера, который не просто разделяет пространство, но также служит дополнением общей композиции помещения. Компания "Древпром" предлагает вашему вниманию продукцию собственного производства по очень выгодным расценкам.
Центр подологии и аппаратного педикюра "ПодологПлюс" приглашает вас на профилактику и лечение заболеваний ног. Специалисты нашего центра всегда помогут вам справиться с любым недугом. Оборудование вас приятно удивит и порадует.
Компания "Самый лучший юрист" оказывает услуги по регистрации и ликвидации предприятия (и с инвестициями), регистрации и ликвидации ИП, ведению бизнеса, лицензированию.
Обратная связь
Ваше имя:
Телефон:
Email:
Сообщение:
Не более 2000 символов
Декрет №6 Президента РБ от 7 мая. Компания "Самый лучший юрист" ответит на все вопросы!
В настоящее время повышенный интерес у бизнес сообщества приобретает реализация на практике положений Декрета 6 от 7 мая 2012 г. "О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности". Количество обращений по этому вопросу в офис компании "Самый лучший юрист" бьет все рекорды. Мы решили обобщить практику работы по этому нормативному документу и представить наиболее часто задаваемые вопросы.