ЮРИДИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

ДЕЛОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ



ЛИКВИДАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ. БАНКРОТСТВО (ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ).





ЮРИДИЧЕСКАЯ РЕГИСТРАЦИЯ






ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ








Декрет №6: ответы на актуальные вопросы

Истекает срок действия льгот, предусмотренных Декретом Президента Республики Беларусь "О стимулировании предпринимательской деятельности на территории  средних, малых  городских поселений, сельской местности" от 07.12.2012 г. № 6.

В связи с этим, компания "Самый лучший юрист" отвечает на актуальные вопросы по Декрету № 6.

1 вопрос: Возврат таможенной пошлины, налогов в пользу государства. Процедура и особенности.

Ч. 4 подп. 1.9 п. 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 (далее – Декрет № 6) устанавливает, что в отношении товаров, ввезенных с освобождением от ввозных таможенных пошлин в соответствии с ч.1 подп. 1.9 п. 1 Декрета № 6, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин подлежит исполнению в установленном законодательством порядке, если в течение пяти лет со дня помещения этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления совершено хотя бы одно из следующих действий:

- принято в установленном порядке решение о ликвидации коммерческой организации, в уставный фонд которой внесены товары, либо осуществлена реорганизация данной коммерческой организации в форме разделения, слияния или присоединения к другому юридическому лицу, либо осуществлена реорганизация данной коммерческой организации в форме выделения, в результате которого данная организация утрачивает право собственности, право хозяйственного ведения или оперативного управления на товары;

- коммерческой организацией изменено место нахождения на территорию городов, указанных в подстрочном примечании к абзацу первому части первой подпункта 1.1 настоящего пункта;

- осуществлен выход (исключение) участника из состава коммерческой организации, в результате которого данная организация утрачивает право собственности на товары;

- коммерческой организацией (собственником имущества организации) совершены сделки, предусматривающие переход права собственности, права хозяйственного ведения, права оперативного управления на товары, либо товары переданы во временное пользование;

- собственником имущества коммерческой организации из ее хозяйственного ведения или оперативного управления изъяты товары.

Иными словами, если в течение пяти лет в отношении товаров, ввезенных с освобождением от ввозных таможенных пошлин, будет совершено любое из вышеизложенных действий, то у лица, воспользовавшимися льготами, возникнет обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин.

Важно отметить, что согласно подп. 1 п. 1 ст. 200 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК) товары, ввезенные в соответствии с подп. 1.9 п. 1 Декрета № 6 признаются условно выпущенными товарами, помещенными под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

В свою очередь, абз. 3 подп. 2 п. 2 ст. 211 ТК устанавливает, что ввозные таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами подлежат уплате в случае совершения действий с товарами в нарушение ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, установленных в связи с использованием таких льгот, или в нарушение целей, соответствующих условиям представления льгот, - в первый день совершения указанных действий, а если этот день не установлен - в день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Таможенные пошлины, налоги исчисляются в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее – НК).

С учетом п. 4 ст. 99 Закона Республики Беларусь от 10 января 2014 г. № 129-З (далее – Закон № 129-З) плата таможенных платежей производится в безналичном порядке и (или) наличными денежными средствами через банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию, организацию связи Министерства связи и информатизации Республики Беларусь либо в кассу таможенного органа с последующим зачислением уплаченных таможенных платежей на соответствующий счет в зависимости от валюты, в которой вносится платеж. При этом такая уплата может осуществляться посредством систем дистанционного банковского обслуживания, в том числе с использованием систем расчетов с использованием электронных денег, а также посредством автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства с использованием платежных инструментов и в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

Таким образом, если в течение пяти лет в отношении товаров, ввезенных с освобождением от ввозных таможенных пошлин, будет совершено любое запрещенное ч. 4 подп. 1.9 п. 1. Декрета № 6 действие, то у лица, воспользовавшимися льготами, возникнет обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению в день совершения такого действия (или в день подачи декларации). Оплата таможенных пошлин, налогов осуществляется на расчетный счет или в кассу таможенного органа в размере, определенным НК.

2 вопрос: Уплата пени и процентов при возврате в пользу государства. Если уже была проверка и насчитали.

П. 4 ст. 91 ТК устанавливает, что при неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный ТК срок таможенных пошлин, налогов уплачиваются пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней устанавливается законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов и пеней.

Ст. 102 устанавливает порядок исчисления, уплаты, взыскания и возврата (зачета) процентов, пеней. Так проценты начисляются в случае предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов по решение таможенного органа и иных случаях, предусмотренных в п. 5 ст. 250, п. 3 ст. 251, п. 2 ст. 263, п. 2 ст. 276, п. 3 ст. 284, п. 2 ст. 291 ТК. Проценты начисляются по определенной формуле:

П = (РТП х КД х СР) / (360 х 100), где:

П - размер процентов, начисленных в соответствующем периоде фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога;

РТП - размер суммы таможенной пошлины, налога, срок уплаты которых был изменен, не уплаченных в соответствующем периоде фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога;

КД - количество календарных дней фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога, ограниченное сроком, на который предоставлены отсрочка или рассрочка, в течение которых сумма таможенной пошлины, налога и ставка рефинансирования Национального банка Республики Беларусь оставались неизменными, включая день уплаты суммы таможенной пошлины, налога либо день, предшествовавший дню, в котором была изменена ставка рефинансирования;

СР - ставка рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действовавшая в соответствующие периоды фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога.

Проценты уплачиваются не позднее одного рабочего дня, следующего за днем уплаты в полном объеме суммы таможенной пошлины, налога, в отношении которой были предоставлены отсрочка или рассрочка, а в случаях, предусмотренных в п. 5 ст. 250, п. 3 ст. 251, п. 2 ст. 263, п. 2 ст. 276, п. 3 ст. 284, п. 2 ст. 291 ТК, - до выпуска товаров в таможенной процедуре, при помещении под которую подлежат уплате проценты.

На суммы процентов, уплаченных и (или) взысканных по истечении указанных сроков, пени не начисляются.

В случае уплаты, взыскания суммы таможенной пошлины, налога, по уплате которой были предоставлены отсрочка или рассрочка, по истечении установленного срока за период просрочки взыскиваются пени, а проценты за период просрочки не начисляются.

Исчисление пеней производится в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь.

Уплата, взыскание и возврат (зачет) процентов, пеней осуществляются в порядке, предусмотренном применительно к уплате, взысканию и возврату (зачету) таможенных платежей.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в случае, если на уплату таможенных пошлин, налогов предоставлена отсрочка или рассрочка, то за такой период следует уплатить проценты, определенные по установленной формуле. В случае, если оплата на момент отсрочки или рассрочки произведена не будет, то на суммы таможенных пошлин, налогов будет начислена пеня в соответствии с НК. Оплата осуществляется на расчетный счет или в кассу таможенного органа.

3 вопрос: Реэкспорт. Можно ли выгнать за пределы страны и не платить пошлину. Какая процедура, особенности.

Согласно ст. 296 ТК реэкспорт - таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Под данную процедуру можно помещать определенные виды товаров с соблюдением определенных условий. Так, в соответствии с подп. 2 ст. 297 ТК под таможенную процедуру реэкспорта могут помещаться товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, если эти товары возвращаются по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки, в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке, при соблюдении следующих условий:

товары помещаются под таможенную процедуру реэкспорта в течение одного года со дня, следующего за днем выпуска для внутреннего потребления;

таможенному органу представлены документы в соответствии со статьей 299 ТК;

товары не использовались и не ремонтировались на таможенной территории таможенного союза, за исключением случаев, когда использование товаров было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших возврат товаров;

товары могут быть идентифицированы таможенным органом.

При помещении оборудования под таможенную процедуру реэкспорта необходимо соблюсти следующие условия:

• товары должны быть помещены под таможенную процедуру реэкспорта в течение одного года со дня, следующего за днем выпуска для внутреннего потребления;

• таможенному органу необходимо представить документы, содержащие сведения о (об):

- обстоятельствах ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС (исходя из документов, подтверждающих совершение внешнеэкономической сделки). Такими документами могут быть внешнеторговый контракт, по которому станок ввезен в Беларусь, инвойс (проформа);

- неисполнении условий внешнеэкономической сделки.

Подтверждающими документами в части неисполнения сделки могут служить: акт, составленный с участием представителей продавца, торгово-промышленной палаты, органа по сертификации, испытательного центра или лаборатории;

- помещении этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (декларация на помещение станка под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления);

- использовании этих товаров после помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (документы бухгалтерского учета об оприходовании и движении станка в организации);

- том, что товары не использовались и не ремонтировались на территории ЕАЭС, за исключением случаев, когда их использование было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших возврат товаров;

- том, что проведена идентификация товаров таможенным органом.

Идентификация может быть проведена такими способами, как наложение пломб, печатей, нанесение цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставление штампов, отбор проб и образцов, подробное описание товаров, составление чертежей, изготовление масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использование товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами. В данной ситуации идентификацию оборудования можно провести путем сличения данных о марке, модели, производителе, дате выпуска и заводском номере, которые заявлены в декларации на его помещение под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, с фактическими сведениями.

Таким образом, реэкспорт сам по себе подразумевает беспошлинный вывоз товара с территории таможенного союза. Однако, для вывода таких товаров следует соблюдать определенные условия и порядок такого вывоза.

4. Пять лет, в течение которых действуют льготы, истекают. Что дальше? Нужно ли выполнять какие-то действия.

Согласно ч. 4 п.п. 1.9. п. 1 Декрета Президента Республики Беларусь «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» от 7 мая 2012 г. № 6 (далее  - Декрет) в отношении товаров, ввезенных с освобождением от ввозных таможенных пошлин в соответствии с нормами Декрета, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин подлежит исполнению в установленном законодательством порядке, если в течение пяти лет со дня помещения этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления совершено хотя бы одно из следующих действий:

- принято решение о ликвидации коммерческой организации;

-  осуществлена реорганизация коммерческой организации в форме разделения, слияния или присоединения;

- осуществлена реорганизация коммерческой организации в форме выделения, в результате которого данная организация утрачивает право собственности, право хозяйственного ведения или оперативного управления на товары;

- коммерческой организацией изменено место нахождения на территорию городов, указанных в Декрете;

- осуществлен выход (исключение) участника из состава коммерческой организации, в результате которого данная организация утрачивает право собственности на товары;

- коммерческой организацией (собственником имущества организации) совершены сделки, предусматривающие переход права собственности, права хозяйственного ведения, права оперативного управления на товары, либо товары переданы во временное пользование;

- собственником имущества коммерческой организации из ее хозяйственного ведения или оперативного управления изъяты товары.

Обязательные действия коммерческих организаций по истечение срока, установленного ч. 4 п.п. 1.9 п. 1 Декрета, законодательством не регламентированы.

Однако, ч. 3 п.п. 1.8. п. 1 Постановления Государственного Таможенного Комитета Республики Беларусь «О порядке ведения учета и представления отчетности для целей таможенного контроля» от 26.04.2012 г. № 11 (далее – Постановление) устанавливает возможность лица, пользующего и (или) владеющего иностранными товарами, помещенными под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению такими товарами, в целях подтверждения использования и потребления таких товаров в соответствии с условиями предоставления льгот, до истечения пяти лет либо иного установленного срока действия ограничений по использованию и (или) распоряжению товарами со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, по собственной инициативе либо по требованию таможни, производившей таможенные операции в отношении таких товаров, представляет в такую таможню отчет об использовании таких товаров.

Цель представления такого отчета – это подтверждение использования и потребления указанных товаров согласно условиям предоставления льгот до истечения 5 лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. Таким образом, у коммерческой организации в соответствии с указанным выше пунктом Постановления есть право до истечения 5-летнего срока со дня выпуска товаров самостоятельно предоставить отчет об использовании товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению такими товарами.

Форма данного отчета и порядок его предоставления утверждены Постановлением.

Данная информация была подтверждена сотрудниками Государственного Таможенного Комитета в процессе телефонного разговора. Также получена информация, что никаких иных действий совершать коммерческой организации не нужно.

5. Вывод имущества из предприятия по окончании 5-летнего срока. Какие есть варианты? Что с налогами?

По окончании 5-летнего срока, установленного ч. 4 п.п. 1.9. п. 1 Декрета, вывод имущества из уставного фонда предприятия возможен путем выхода участника общества с ограниченной ответственностью из общества.

Согласно ч. 4 ст. 103 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» от 09.12.1992 № 2020-XII (далее – Закон) в случае выхода участника общества с ограниченной ответственностью доля этого участника переходит к самому обществу с момента его выхода из него, а вышедшему участнику выплачиваются действительная стоимость его доли в уставном фонде общества с ограниченной ответственностью, а также приходящаяся на его долю часть прибыли, полученная этим обществом с момента выбытия этого участника до момента расчета. По соглашению выходящего участника с оставшимися участниками общества с ограниченной ответственностью выплата действительной стоимости доли в уставном фонде этого общества может быть заменена выдачей ему имущества в натуре, соответствующего такой стоимости.

Таким образом, выходящий из состава участник общества с ограниченной ответственностью имеет право забрать из уставного фонда имущество стоимостью в пределах действительной стоимости доли данного участника. Однако, согласно ч. 6 ст. 103 Закона выдача имущества в натуре выходящему участнику общества с ограниченной ответственностью производятся по окончании финансового года и после утверждения отчета за год, в котором он вышел из этого общества, в срок до двенадцати месяцев со дня подачи заявления о выходе или принятии решения об исключении, если иное не предусмотрено уставом общества с ограниченной ответственностью. В связи с чем, на мой взгляд, у выходящего участника возникают дополнительные временные затраты, связанные с моментом выдачи данного имущества только после окончания финансового года.

Что касается юридического лица, из которого выходит участник, то уменьшать уставный фонд не нужно.

Далее вышедший участник имеет право распоряжаться полученным имуществом – провести его отчуждение от своего имени. В связи с чем при отчуждении данного имущества у физического лица (вышедшего участника общества) возникают налоговые обязательства в соответствии с требованиями ст. 163 Налогового кодекса Республики Беларусь.

Если имущество находится в уставном фонде юридического лица, созданного в организационно-правовой форме унитарного предприятия, то, прежде всего, такое юридическое лицо должно быть реорганизовано в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью.

6 вопрос: Есть желание продать фирму с машинами. Как подготовиться к продаже чтобы потом не тратить на это время.

Подготовка бизнеса к продаже определяется исходя из организационно-правовой формы организации.

• продажа долей участниками общества (ООО, ОДО). Для хозяйственных обществ Декрет не содержит ограничений на распоряжение долями. Однако, следует помнить, что реорганизация общества в результате которой это общество  преобразуется в унитарное предприятие либо реорганизация в форме выделения или разделения хозяйственного общества, в результате которого имущество, освобожденное от таможенных платежей, передается новому юридическому лицу, образовавшемуся в результате реорганизации,  вызовет необходимость уплатить таможенные платежи.

 • продажа частного унитарного предприятия. С продажей унитарных предприятий все гораздо сложнее. 

Продажа УП через процедуру реорганизации в форме преобразования в ООО в данном случае реализована быть не может, поскольку в такой процедуре УП утрачивает право хозяйственного ведения на имущество, что в соответствии с Декретом неминуемо вызывает необходимость доплатить таможенные платежи.

            Схема продажи предприятия как имущественного комплекса так же не может быть реализована на практике, поскольку таможенные органы рассматривают такую продажу как сделку, предусматривающую переход права собственности на товары, ввезенные с освобождением от обложения таможенными пошлинами. 

Этапы подготовки бизнеса к продаже:

1. Правовой аудит.На этом этапе проводится аудит всех имеющихся документов, касающихся правовых основ деятельности организации: наличие учредительных, правоустанавливающих и разрешительных документов, выявление отсутствующих бумаги возможность их восстановления.Разрабатывается схема продажи, с учетом налоговых последствий и зависящая от организационно-правовой формы организации.

2. Подготовка финансовых документов. Будет необходимо подготовить к передаче заинтересованным покупателям информацию о финансовых результатах. Формат поданной информации должен отражать структуру доходов и расходов предприятия так, чтобы на их основании можно было делать прогноз развития событий в ближайшем будущем. Дополнительно готовится информация о состоянии кредиторских и дебиторских задолженностей. Вся необходимая для сдачи контролирующим органам отчетность должна быть полностью сдана. 

3. Аудиторская проверка.Подготовка бухгалтерской и налоговой отчетности за прошедший период. Выявление в процессе проверки любого налогового риска повлияет на стоимость бизнеса и его инвестиционную привлекательность для покупателя. Вся налоговая деятельность фирмы должна быть для потенциального покупателя «прозрачной».

4. Подготовка кадровых документов.Этот аспект включает подготовку штатного расписания, организационной схемы предприятия. Покупатель должен четко понимать, как обстоят дела, какие последствия могут вызвать увольнения работников или изменения в назначениях, а также быть уверен в том, что какое-то время предприятие будет функционировать без сбоев, по налаженной схеме.

5. Разрешительная документация. У продавца должны быть в наличии все необходимые для его деятельности лицензии, сертификаты, разрешения. Если сроки действия некоторых из них скоро закончатся – необходимо заранее позаботиться об их продлении или получении новых.

6. Подготовка внутренней документации для передачи покупателю.Необходимо подготовить все документы имеющие значение для деятельности организации (учредительные документы, хозяйственные договоры, трудовые договоры сотрудников, бухгалтерские и налоговые документы). Передача дел фиксируется Актом передачи.

7. Есть желание купить фирму. На что следует обратить внимание, что проверять, кого привлекать.

Покупка готового бизнесапомогает избежать  множества вопросов, которые возникают при создании организации: начиная от выбора месторасположения фирмы, заканчивая подбором персонала и, разумеется, поискам клиентов. В свою очередь, покупка готового бизнеса имеет и такие преимущества, как репутация и постоянные клиенты, что является немаловажным фактором для развития бизнеса.

Однако покупка готового предприятия связана с большим количеством рисков, которые мы рассмотрим далее.

В первую очередь, следует выяснить, какая система налогообложения применяется организацией.

При упрощенной системе налогообложения – необходимо проверить ведение книги доходов и расходов (по форме, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 19.04.2007 № 55/60/59/38 (ред. от 31.05.2016)). Книга должна храниться в делах организации в распечатанном виде за каждый год существования фирмы, должна быть прошита и пронумерована.

Для ознакомления с документами организации, применяющую УСН, лучше всего приглашать бухгалтера, который впоследствии и будет вести бухгалтерский учет (далее – бухучет) в этой организации. Важно понимать, постоянно ли велся бухучет либо придется тратить время и дополнительные ресурсы на его восстановление.

При общей системе налогообложения либо при УСН+НДС, лучше пригласить аудитора для полной проверки правильности и полноты ведения бухучета.

При ОСН и УСН+НДС в обязательном порядке должно быть установлено электронное декларированное, так как подача деклараций в налоговые органы осуществляется исключительно в электронном виде. 

Кроме того, при ОСН у организации возникает обязанность по уплате налога на недвижимость в случае заключения договора аренды на помещение (например, предоставление юридического адреса) с индивидуальным предпринимателем. Это достаточно важный момент, который чаще всего организации упускают из вида.

Зачастую, бывают ситуации, когда организация по различным причинам не начисляет заработную плату своим работникам (особенно директору). Необходимо, чтобы в делах организации были документы, подтверждающие правомерность таких действий. В данном случае, речь идет о «предоставлении отпуска без сохранения заработной платы». Соответственно, за весь период, когда заработная плата не выплачивалась, должны быть заявления и соответствующие приказы.

Необходимо также проверить, своевременно ли произведен окончательный расчет с уволенными сотрудниками. Достаточно проанализировать данные за последние 3 месяца, так как срок исковой давности для таких категорий споров – 3 месяца.

Также следует выяснить, все ли водители транспортных средств состоят (и состояли) в штате, так как управление транспортным средством лицом, не состоящим в штате, приравнивается к передаче техники третьему лицу, что, в свою очередь, влечет риск необходимости доплаты таможенных пошлин.

Настоятельно рекомендуем использовать всевозможные электронные ресурсы для проверки организации, которую намереваетесь приобрести, например:

- для выявления наличия судопроизводств в отношении приобретаемой организации – сайт Верховного Суда Республики Беларусь http://www.court.gov.by/

- для выявления исполнительных производств – сайт Министерства Юстиции Республики Беларусь http://minjust.gov.by

- для получения полной истории деятельности организации – выписка на платной основе https://kartoteka.by

8. Реорганизация 6-декретной конторы – ЧУПа. Это возможно. Процедура, почему это не нарушение.

Реорганизация 6-декретной конторы – ЧУПа может осуществляться только в форме преобразования. Согласно Закону «О хозяйственных обществах» от 09.12.1992 г. №2020- XII, «при преобразовании хозяйственного общества его права и обязанности переходят в соответствии с передаточным актом к вновь возникшему хозяйственному обществу другой формы или другого вида либо юридическому лицу иной организационно-правовой формы».

По сути, преобразование – это лишь изменение организационно-правовой формы организации с передачей всех прав и обязанностей.

В редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6  «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (далее – Декрет № 6) от 01.12.2013 г., ч. 4, п. 1.9. гласила: «в отношении товаров, ввезенных с освобождением от ввозных таможенных пошлин, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин подлежит исполнению в установленном законодательством порядке, если в течение пяти лет со дня помещения этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления совершены следующие действия:

принято в установленном порядке решение о ликвидации коммерческой организации либо осуществлена ее реорганизация, в результате которой данная организация утрачивает право собственности либо право хозяйственного ведения на товары, ввезенные с освобождением от обложения таможенными пошлинами». То есть, речь шла о любой форме реорганизации.

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 27 июня 2016 г. № 2 «О внесении дополнений и изменений в декреты Президента Республики Беларусь» в Декрет № 6 были внесены изменения, в частности, в ч. 4 п. 1.9 был расширен перечень случаев, в которых реорганизация юридического лица влечет к обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин. Конкретно указаны случаи реорганизации в форме разделения, слияния или присоединения к другому юридическому лицу, либо реорганизация в форме выделения, в результате которой данная организация утрачивает право собственности, право хозяйственного ведения или оперативного управления на товары.

Таким образом, реорганизация коммерческой организации в форме преобразования с сохранением ее места нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности не противоречит целям Декрета №6 и не относится к тем обстоятельствам, при наступлении которых в отношении товаров, ввезенных с использованием льгот, наступает срок уплаты ввозных таможенных пошлин.

9. Таможня проверит всех. Внепланово. Что проверяет таможня. Особенности.

Точный перечень того, что проверяет таможня, является индивидуальным и зависит от множества факторов: выявлены ли проверяющим нарушения, характер данных нарушений и обстоятельства при которых они совершены.

Вместе с тем, как правило, по всем проверяемым субъектам при проведении проверки таможенный орган проверяет следующую информацию:

-кто являлся собственником (участником (ми), руководителем и главным бухгалтером в проверяемом периоде;

-местонахождение в проверяемом периоде;

-размещается ли фактически ли проверяемый субъект по юридическому  адресу ли нет.  Если субъект фактически не размещается по юридическому адресу, таможенный орган может дать запрос в соответствующее подразделении организации по государственной регистрации и земельному кадастру, для выяснения, кто является собственником недвижимого имущества, в котором зарегистрирован проверяемый субъект. После установления собственника недвижимого имущества таможенный орган может направить собственнику запрос о предоставлении договора аренды, заключенного с проверяемым субъектом, акт сверки расчетов с информацией о том, оплачивается ли арендная плата по договору, размещаются ли сотрудники проверяемого субъекта в арендуемом имуществе и осуществляется ли им какая-либо деятельность в помещении;

- имеется ли у проверяемого субъекта лицензия на осуществление международных перевозок;

- осуществляет ли проверяемый  субъект хозяйственную деятельность, оплачивает ли налоги;

- производится осмотр  помещений и прилегаемой территории на предмет наличия там транспортных средств;

- административные  протоколы органов ГАИ о совершении на транспортном средстве правонарушения с целью установления кто находился за рулем автомобиля и оплачивал штраф;

- сведения из базы данных ФСЗН Минтруда и социальной защиты о том, кто работает у проверяемого субъекта;

- сведения ИООО КапшТелематикСервисиз (система БелТолл) о том, с кем был заключен договор на обслуживание системы, данные лица, которое обращалось  в связи с некорректной работой устройства электронной оплаты.

- сведения УП Белтехосмотр о лице, которое участвовало  в Техническом осмотре автомобиля (техосмотр);

- сведения страховых организаций о том, с кем заключен договора страхования транспортных средств, сведения о лице, оформившем и подписавшим страховой полис

- информацию, содержащуюся в транзитных декларациях, товарно – транспортных накладных,  СМR– накладных, актов таможенного осмотра, путевых листах, в которых может быть указаны перевозчики товаров;

- факт реального размещения транспортных средств в указанном проверяемым субъектом месте, если они отличается от места нахождения юридического адреса или прилегаемой территории;

-сведения из базы данных АСПК «Беркут» ГПК о пересечении государственной границы.

10. Таможня проверит всех. Внепланово. Какие запросы делает таможня.

Таможня делает запросы как в государственные инстанции, так проверяемому субъекту и иных субъектам, которые могут предоставить информацию, имеющую отношение  к проверке.

Точный перечень запросов зависит от того, имеются ли у таможни основания подозревать, что проверяемым субъектом совершены нарушения норм 6 декрета, характера данных   нарушений  и обстоятельств,  при которых они совершены.

Как правило, таможенным органом направляются следующие запросы.

- запрос в регистрирующие органы и (или) проверяемому субъекту о том,  кто являлся собственником (участником (ми), руководителем и главным бухгалтером в проверяемом периоде; о местонахождении проверяемого субъекта  в проверяемом периоде;

- запрос проверяемому субъекту и ИМНС о том, кто являлся в проверяемом периоде главным бухгалтером;

- запрос в ИМНС о том, осуществляет ли проверяемый субъект хозяйственную деятельность, подает ли налоговые декларации, платит ли налоги;

- запрос в соответствующее подразделение организации по государственной регистрации и земельному кадастру о том, кто является собственником недвижимого имущества, в котором размещается адрес проверяемого субъекта.

- запрос собственнику недвижимого имущества, в котором размещается адрес проверяемого субъекта и (или) проверяемому субъекту о предоставлении договора аренды, заключенного с проверяемым субъектом, информации об оплате  платежей по данному договору,  информации об осуществлении  размещаются ли сотрудники проверяемого субъекта в арендуемом имуществе и осуществляется ли им какая-либо деятельность по адресу местонахождения;

- запрос в лицензирующие органы о наличии у проверяемого субъекта лицензий;

- запрос проверяемому субъекту о предоставлении информации о месте нахождения транспортных средств;

- запрос с органы ГАИ о совершении на транспортных  средствах правонарушений и информации о том,  кто находился за рулем автомобиля и оплачивал штраф;

- запрос в  ФСЗН Минтруда и социальной защиты о работниках  проверяемого субъекта;

- запрос в  ИООО Капш Телематик Сервисиз (система БелТолл) о том, с кем был заключен договор на обслуживание системы, данных лиц, которое обращалось  в связи с некорректной работой устройства электронной оплаты.

- запрос в УП Белтехосмотр о лицах, которые участвовали  в Техническом осмотре автомобиля (техосмотр);

- запрос в страховые организации о том, с кем заключались  договора страхования транспортных средств, сведения о лице, оформивших  и подписавших страховой полис;

- запрос в иные таможенные органы о предоставлении информации, содержащейся в транзитных декларациях, МR– накладных, актах таможенного осмотра, и иных документах, оформляющихся при таможенном оформлении;

- запрос  в органы пограничного контроля о пересечении на транспортных средствах, государственной границы;

- запрос в органы иных стран (органы внутренних дел, таможенные и иные органы) о представлении необходимой информации о транспортных средствах (в том числе о подтверждении факта  их местонахождения);

- таможенный орган может направить проверяемому субъекту требование разместить транспортные средства либо по адресу местонахождения, либо в зоне таможенного контроля для проведения таможенного осмотра транспортных средств.

Кроме того, таможенный орган может направить проверяемому субъекту запрос о представлении любой информации и любых документов, имеющих, как по мнению таможни, так и проверяемого субъекта, отношение к предмету проверки, а проверяемый субъект, в свою очередь, на данный запрос может дать совершенно любую информации из той, которую считает необходимой.

11. Вопрос. Процедура внесения корректировок в ранее представленные сведения в ФСЗН.

Изменения в ранее предоставленные сведения вносятся путем подачи соответствующих типов форм ПУ-1, ПУ-2, ПУ-3 (изменение анкетных данных, корректирующая, отменяющая).

Формы ДПУ утверждены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997г. №837 «Об утверждении Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования».

1.           Форма ПУ-1 «Анкета застрахованного лица»

Форма ПУ-1 (тип формы - изменение анкетных данных) представляется в орган Фонда социальной защиты населения в течение 5 рабочих дней со дня предъявления застрахованным лицом работодателю или в представительство (филиал) Белгосстраха документа, удостоверяющего личность, подтверждающего факт изменения анкетных данных. Застрахованное лицо обязано в течение месяца со дня получения документа, удостоверяющего личность, с измененными анкетными данными предъявить его работодателю или в представительство (филиал) Белгосстраха для заполнения формы ПУ-1 (тип формы - изменение анкетных данных).

Физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - бюджет фонда), в течение месяца со дня получения документа, удостоверяющего личность, подтверждающего факт изменения анкетных данных, представляет в орган Фонда социальной защиты населения по месту постановки на учет в качестве плательщика страховых взносов форму ПУ-1 (тип формы - изменение анкетных данных).

Застрахованное лицо, временно не работающее и не ставшее на учет в качестве плательщика страховых взносов, может в течение месяца со дня получения документа, удостоверяющего личность, подтверждающего факт изменения анкетных данных, представить в орган Фонда социальной защиты населения по месту жительства форму ПУ-1 (тип формы - изменение анкетных данных).

Новое свидетельство социального страхования (ССС) изготавливается в том случае, если в документе, удостоверяющем личность, изменился хоть один из реквизитов, отраженных в ранее выданном ССС.

2.           Форма ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении»

Форма ПУ-2 (типы форм - отменяющая и корректирующая) представляется при возникновении необходимости.

Форма ПУ-2 (тип формы – корректирующая) полностью заменяет сведения, указанные в форме ПУ-2, ранее представленной за определенный отчетный период. В форме правильные строки повторяются в таком же виде, как они были заполнены в форме ПУ-2, представленной ранее за определенный отчетный период, неправильные заменяются правильными.

Форма ПУ-2 (типы форм – отменяющая) полностью отменяет сведения, указанные в форме ПУ-2, ранее представленной за определенный отчетный период. После формы ПУ-2 (тип формы – отменяющая) представляется форма ПУ-2 (тип формы – исходная).

3.           Форма ПУ-3 «Индивидуальные сведения»

Форма ПУ-3 (типы форм - отменяющая и корректирующая) представляется при возникновении необходимости.

Форма ПУ-3 (тип формы – корректирующая) заполняется по результатам проверки, а также в случаях обнаружения плательщиком страховых взносов ошибок в ранее представленных сведениях.

  Форма ПУ-3 (тип формы – отменяющая) предназначена для полной отмены ранее представленных сведений за определенный отчетный период.

12 вопрос: Юридический адрес. Что это. В привязке к 6 декрету. Какие последствия если не находятся. Можно ли поменять, на что.

Определение местонахождения организации по 6 Декрету

 Место нахождения юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (административно-территориальная единица, населенный пункт, а также дом, квартира или иное помещение, если они имеются), а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.

Согласно п.22 Положения Декрета Президента № 1 в редакции Декрета Президента РБ от 28.02.2017 г. № 2, в случае изменения местонахождения коммерческой, некоммерческой организации такая организация в течение десяти рабочих дней со дня изменения местонахождения обязана направить в регистрирующий орган уведомление по форме, установленной Министерством юстиции.

Сведения о месте нахождения юридического лица, изменении его места нахождения должны содержаться в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР) (п.5 Положения о Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.02.2009 № 229).

Согласно абзацу четвертому подпункта 1.1 пункта 1 Декрета № 6 коммерческие организации Республики Беларусь, зарегистрированные в Республике Беларусь с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности и осуществляющие на территории средних, малых городских поселений, сельской местности деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), в течение семи календарных лет со дня их государственной регистрации вправе применять указанные в этом подпункте налоговые льготы.

Таким образом, при определении места нахождения коммерческой организации для целей применения налоговых преференций, установленных подп.1.1 п.1 Декрета № 6, необходимо руководствоваться соответствующими данными, содержащимися в ЕГР.

13. Если водитель не в штате, но с ним при осуществлении перевозки было лицо, сопровождающее груз, которое находится в штате. Может это не нарушение.

19.09.2017 г. отправлен запрос в Совет Министров Республики Беларусь – государственный орган, уполномоченный, в соответствии с Декретом №6 (п.6¹), давать разъяснения по вопросам применения положений Декрета №6.

14. Таможня проверяет и не находит имущество. Расчетный метод проверки

Субъектам хозяйствования при проведении в отношении них проверки следует учитывать следующий важный момент.

При проведении проверки таможенный орган может потребовать у проверяемого лица  представить документы и (или) разместить транспортные средства в зоне таможенного контроля либо по юридическому адресу проверяемого субъекта. Следует знать, что на данное требование необходимо реагировать и совершать предписанные в нем действия, поскольку его игнорирование может привести к очень серьезным последствиям, в частности, начислении  таможенных платежей вне зависимости от того, имело ли место совершение проверяемым лицом с транспортными средствами действий,  прямо указанных в Декрете № 6 как влекущих начисление таможенных платежей (отчуждение транспортных средств, передача их третьему лицу и т.д.) или нет.

В случае непредоставления таможенному органу документов и (или)не размещения транспортных средств  в указанном месте, таможенный орган может начислить проверяемому субъекту таможенные платежи на основании следующего.

Все проверки проводятся на основании норм Указа Президента РБ № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». П. 17 данного Указа установлено, что «при отсутствии у проверяемого субъекта или непредставлении им документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, контролирующий (надзорный) орган в пределах своей компетенции вправе определять, в порядке, установленном Советом Министров РБ, размер причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) на основании сведений о движении денежных средств по счетам в банке и (или) сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц, либо расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности».

Указанный порядок закреплен в Положении о порядке определения размера причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) на основании сведений о движении денежных средств по счетам проверяемого субъекта в банке и (или) сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц, либо расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности, утвержденном Постановлением Совета Министров РБ от 24.03.2010 № 426.  П. 25 данного Постановления установлено, что «при отсутствии у проверяемого субъекта и (или) непредставлении им в отношении товаров, по которым предоставлены связанные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами льготы по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов, документов, подтверждающих использование таких товаров в соответствующих условиям предоставления льгот целях, таможенный орган самостоятельно определяет размер причитающихся к уплате в бюджет таможенных пошлин и налогов, исчисленных без учета предоставленных льгот по их уплате».

Абзацем 3 подпункта 2) пункта 3 статьи 211 Таможенного кодекс таможенного союза установлено, что «в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплаты в случае совершения действий с товарами в нарушение ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, установленных в связи с использованием таких льгот, или в нарушение целей, соответствующих условиям», представления льгот, - в первый день совершения указанных действий, а если этот день не установлен - в день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления».

Добавлено: 13 02 2018

Новость компании:
"Самый лучший юрист" ООО
Юридические услуги в Минске! Нужна помощь в таких правовых вопросах, как регистрация и ликвидация предприятия, в том числе с иностранными инвестициями, регистрация и ликвидация ИП, ведение бизнеса, продажа фирмы, судебная защита, взыскание долга, разрешение споров, лицензирование, правовые статьи? Юридические консультации для Вас!
Адрес: Беларусь, г. Минск, Октябрьская 19Б-211
Время работы: 9:00 - 18:00
Наш сайт: http://best-lawyer.by
E-mail: info@best-lawyer.by
Мобильные телефоны:

velcom: +375 29 676-33-76

МТС: +375 29 776-35-76


Городские телефоны:

+375 17 328-45-68

+375 17 327-03-60

"Окомедсон" – это медицинский многопрофильный центр, который предоставляет спектр диагностических и лечебных медицинских услуг по следующим направлениям: офтальмология, оториноларингология, сомнология (лечение храпа).
Продажа торгового и банковского оборудования (сканеры, кассовые аппараты, торговые терминалы. В наличии также товары для офиса и бытовая техника. Доставка по г. Минску - 50 000 руб.
Дизайн-студия "Акварель" занимается изготовлением аквариумов, разработкой дизайна, установкой и обслуживанием, ремонтом. Аквариум от дизайн-студии "Акварель" – это воплощение Вашей мечты!
Компания "Гандрас" с 2008 года специализируется на диагностике и ремонте турбокомпрессоров. Помимо этого мы предоставляем своим клиентам услуги по обслуживанию систем турбонаддува таких производителей как Garrett, Mitsubishi, Hitachi, Toyota, Holset, Schwitzer, Borg Warner и многих других.
Декрет №6 Президента РБ от 7 мая. Компания "Самый лучший юрист" ответит на все вопросы!
В настоящее время повышенный интерес у бизнес сообщества приобретает реализация на практике положений Декрета 6 от 7 мая 2012 г. "О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности". Количество обращений по этому вопросу в офис компании "Самый лучший юрист" бьет все рекорды. Мы решили обобщить практику работы по этому нормативному документу и представить наиболее часто задаваемые вопросы.